Месторасположение компонентов
После приобретения всех компонентов домашнего кинотеатра наступает время собрать их вместе и добиться от них хорошей работы. Серьезное влияние на результат работы домашнего кинотеатра оказывает размещение, компоновка и настройка аппаратуры. Правильно смонтированная, хотя и сравнительно дешевая система, обязательно будет работать гораздо лучше, чем дорогая, но плохо установленная и настроенная. | ||
Основные сведения об установке Первое, что необходимо сделать — выбрать помещение. Идеальный вариант – для полноценного просмотра оборудовать специальную комнату, домашний кинотеатр должен занять в ней центральное место.Видеомонитор и три фронтальных громкоговорителя должны быть размещены у одной стены, а диван или кресла для зрителей — у противоположной. Лучше всего, если зрители будут сидеть не у самой стены, а на некотором расстоянии от нее. Такое расположение оптимально с акустической точки зрения — возле самой стены наблюдается избыток басов, кроме того, появляется возможность разместить громкоговорители канала окружения позади слушателя, тогда звук действительно окружит его. | ||
Типичное размещение компонентов. | ||
Подставки и стеллажи для аппаратуры Наряду с аппаратурой, для создания красивого и удобного домашнего кинотеатра нужны разнообразные принадлежности, главными из которых является мебель для аппаратуры. К этой категории относятся подставки для акустических систем, тумбы для телевизоров и аудио-, видеоаппаратуры, стеллажи для хранения кассет и дисков и т.п. Установленные на хороших подставках, компоненты системы домашнего кинотеатра будут хорошо смотреться, доступ к ним будет свободным, удастся обеспечить оптимальную вентиляцию. Подставки для аудио-, видеоаппаратуры — это не обычные предметы мебели. Одна из специфических и важных функций, которую они должны выполнять — защита аппаратуры от вибрации, ухудшающей характеристики проигрывателей дисков и звуковой усилительной аппаратуры. В то же время современный домашний кинотеатр нельзя рассматривать в отрыве от интерьера. Именно поэтому дизайн мебели для AV-аппаратуры очень важен. Стойка позволяет объединить совершенно разные, практически несовместимые по дизайну аппараты, и интегрировать их в единую систему, которая станет украшением интерьера. Таким образом, мебель для AV-аппаратуры должна стать компромиссом между качеством звука и дизайном современной системы домашнего кинотеатра. Сабвуферы - громкоговорители, воспроизводящие только нижний бас. Звучание сабвуфера должно быть согласовано со звучанием основных громкоговорителей, иначе воспроизводимый им бас окажется обособленным. Для размещения сабвуфера нет жестких рекомендаций. Громкоговоритель устанавливают на полу, чаще спереди. Свободе выбора места установки сабвуфера способствует и то обстоятельство, что человеческий слух не в состоянии локализовать источник звука, излучающий нижнийбас. Однако, как показывает практика, сабвуфер является одним из самых “капризных” оставляющих акустического комплекта. Существует определенная методика и рекомендации по настройке и определению оптимального местоположения сабвуфера. Для корректной установки и настройке сабвуфера мы рекомендуем обращаться к специалистам АДК. Электронные компоненты Устанавливайте Ваши электронные компоненты на специально приспособленные стойки для аппаратуры. При выборе стоек обращайте внимание на функциональность и потребительские качества каждой конкретной модели. Помните что некоторые из электронных компонентов, вырабатывают достаточно большое количество тепла (ресиверы), поэтому для их корректной работы следует выбрать стойку обеспечивающую достаточную вентиляцию. Не существует четких рекомендаций по расположению стоек с аппаратурой в системе ДК. Единственно на что стоит обратить внимание : мы не рекомендуем устанавливать их в непосредственной близости к АС. Близкое расположение стоек в зоне прямого излучения АС способствует не только к рассеиванию прямого звука ( и следовательно его искажению), но и воздействию акустической энергии на корректную работу источников сигнала (CD/DVD проигрывателей). Расположение дисплея Помните что магнитные системы электродинамических головок громкоговорителей могут оказывать негативное воздействие на качество изображения традиционного телевизора с ЭЛТ (электронно-лучевой трубкой), поэтому важно обратить внимание на то, чтобы расположенные вблизи дисплея громкоговорители были магнитоэкранированы. Для центрального канала выполнение этого условия обязательно, для фронта - желательно, для тыла - не нужно. При удалении динамика на расстояние более 20 смот дисплея воздействие магнитного поля на изображение становится пренебрежимо малым. | Настройка конфигурации системы, обеспечивающей наилучшее качество звука Выбор конфигурации системы выполняется после размещения и соединения компонентов, при помощи экранного меню AV-ресивера, выводимого на экран видеомонитора. Для выбора из меню предлагаемых вариантов обычно используют пульт дистанционного управления. При первом включении системы никакого звука может быть не слышно. Не стоит паниковать и выкручивать до предела регулятор громкости. Наоборот, его нужно установить на минимальную громкость и разобраться в причинах. Наконец звук появился. Первой операцией настройки должен быть выбор режима воспроизведения баса левым и правым громкоговорителями, как фронтальными, так и тыловыми. Он зависит от типа применяемых громкоговорителей: маленьких (“SMALL”) или больших (“LARGE”). При выборе первого варианта из сигнала, подаваемого на соответствующие динамики, будут исключены басовые составляющие. Такой режим выбирается в том случае, если для воспроизведения баса используется сабвуфер. Вариант “LARGE” подходит в том случае, если громкоговорители обеспечивают воспроизведение всего диапазона звуковых частот, в том числе и баса. Задать режим воспроизведения басов следует как для фронтальных колонок, так и для громкоговорителей канала окружения. Необходимо правильно выбрать и режим воспроизведения баса центральным громкоговорителем. В меню для этого предусмотрены варианты “WIDE” (широкий) и “NORMAL” (нормальный). Вариант “WIDE” выбирают для крупного громкоговорителя, размещаемого позади экрана. На него подается сигнал с басовыми составляющими. Если центральный громкоговоритель установлен на видеодисплее, то выбор режима “NORMAL” уберет из направляемого на него сигнала низкочастотные составляющие, на воспроизведение которых он не рассчитан. Еще одной настройкой центрального канала является выбор времени задержки. Она не нужна, если фронтальные громкоговорители расставлены на дуге окружности. Если они стоят на прямой линии, то необходимо задержать сигнал центральной АС. На каждые 30 см расстояния, на которое центральный громкоговоритель отстоит от слушателя дальше, чем левый и правый, нужна задержка в 1 миллисекунду (1 мс). Теперь настало время установить уровни громкости каналов. У ресивера имеется как общий регулятор громкости, так и регуляторы отдельных каналов. Первоначально настройка выполняется при помощи шумоподобного тестового сигнала, вырабатываемого AV-ресивером. Он воспроизводится поочередно каждым громкоговорителем. Необходимо таким образом отрегулировать громкость, чтобы все громкоговорители звучали примерно с одинаковым уровнем. Это позволит получить сбалансированное звучание c правильно построенной звуковой сценой. Окончательную настройку выполняют, воспроизводя фрагмент какого-либо фильма с хорошо записанным звуком. Необходимо таким образом отрегулировать громкость, чтобы все громкоговорители звучали примерно с одинаковым уровнем. Если басы окажутся слишком грохочущими, следует уменьшить громкость сабвуфера. Басы не должны доминировать, они лишь фундамент для всех остальных составляющих звукового ряда фильма, своеобразные знаки пунктуации. Все остальные частотные диапазоны также должны звучать естественно и плавно сочетаться друг с другом. Ни один из них не должен выделяться по сравнению с другими. Точно так же не должны привлекать внимание звуки каналов окружения. Их присутствие должно проявляться лишь в ощущении объемности звуковой сцены. Подбирая уровень воспроизведения отдельных каналов и расстановку акустических систем, необходимо добиться правильной звуковой сцены. Ее признаком является совпадение в пространстве визуальных и звуковых образов. При перемещении актера в кадре фильма соответствующий звуковой образ точно так же должен перемещаться по виртуальной звуковой сцене. Для того чтобы реализовать преимущества многоканального звучания и достичь максимального погружения в атмосферу фильма или фонограммы, следует правильно расположить акустические системы (АС) в кинотеатральном помещении. В состав домашнего кинотеатра входит несколько громкоговорителей. Каждый из них выполняет свою функцию и имеет свои особенности. | |
Расположение компонентов На фронтальные левый и правый громкоговорители в домашнем кинотеатре возлагается воспроизведения большей части музыки и значительного числа звуковых эффектов. Громкоговорители размещаются на равном удалении от экрана. Их акустические оси должны в большинстве случаев пересекаться на небольшом расстоянии перед лицом слушателя. Существует возможность тонкой пространственной настройки звучания кинотеатрального фронта посредством изменения направления громкоговорителей. На выбор окончательного варианта их установки влияют такие факторы как индивидуальные параметры конкретной модели фронтальных АС и акустические особенности помещения. | ||
| Громкоговоритель центрального канала воспроизводит основную часть фонограммы фильма – почти все диалоги, большинство звуковых эффектов и часть музыки. Этот громкоговоритель обеспечивает привязку диалога и звуковых эффектов непосредственно к действию, разворачивающемуся на экране. Наличие центрального канала в системе позволяет передавать движение источника звука слева направо (или наоборот) без провала или разрыва посередине. Наконец, центральный громкоговоритель уменьшает нагрузку на левую и правую акустические системы: благодаря тому, что звучат сразу три фронтальных громкоговорителя, нагрузка на каждый из них уменьшается, что позволяет получить более чистое и неискаженное звучание. Таким образом, центральный громкоговоритель можно назвать еще и главным в домашнем кинотеатре. Как правило АС центрального канала располагаются над экраном или под ним. При использовании в системе ДК связки проектор-экран лучше размещать громкоговоритель под экраном на специальной подставке. Если в качестве видеодисплея применяется обычный или проекционный телевизор, АС центрального канала удобно расположить сверху. При использовании проектора в сочетании с "акустически прозрачным" экраном, громкоговоритель центрального канала можно установить за экраном. Высокочастотный динамик акустической системы должен располагаться на уровне ушей зрителя. Допустимое отклонение в вертикальной плоскости - не более 50 смвверх или вниз. Высоты размещения фронтальных громкоговорителей - центрального, а также левого и правого - не должны отличаться более чем на 60 см. | |
Отличие конфигурации 7.1 от 6.1 заключается в том, что в ней используются два тыловых громкоговорителя окружения. В этой конфигурации акустическая панорама закрыта полностью. Инициатором создания 7.1 канальной конфигурация была компания Lucas Film, являющаяся одним из законодателей требований по организации систем для домашнего театра. В некоторых случаях использования одного центрального тылового канала и двух боковых дипольных АС приводило к некорректной локализации звуковых образов в каналах эффектов. Использование дополнительного центрального канала полностью исключает возможность возникновения эффектов такого рода. Построение системы 7.1 подразумевает использования двух тыловых центральных каналов и двух дипольных АС расположенных по бокам помещения относительно зоны прослушивания. Несмотря на то, что центральных тыловых АС две, сигнал на них подается монофонический получаемый по принципу формирования звука 6.1 . Высота расположения тыловой акустики 40-50 смвыше относительно зоны прослушивания. Данная конфигурация может успешно применяться в помещениях различного размера, но наилучшие результаты получаются в помещениях среднего и большого размера. Во всех вышеописанных способах построения ДК, требования к организации фронтальной акустики остается неизменным. | Громкоговорители канала окружения необходимы для создания объемности звучания, что и способствует возникновению ощущения вовлеченности в события, разворачивающиеся на экране. Количество АС каналов окружения определяет тип акустической конфигурации. В системах домашнего кинотеатра 5.1 их две. Существует два основных способа расстановки тыловых АС. В случае использования дипольных АС, громкоговорители канала окружения лучше всего размещать по бокам помещения (чуть позади места прослушивания), на высоте 40-50 смвыше головы слушателя. Дипольные АС также могут быть использованы при дефиците пространства позади зоны прослушивания. Одним из решений в данном случае является использования встроенных в стену или потолок громкоговорителей. В случае использования классических АС, громкоговорители размещаются непосредственно по углам помещения и направлены в сторону места прослушивания. Конфигурация 5.1 является наиболее популярной схемой построения АС и находит широкое применение в помещениях самых различных размеров и конфигураций. Несмотря на абсолютную популярность 5.1 конфигураций, такое решение построения системы ДК обладает и определенным недостатком. При воспроизведении эффектов имитирующих перемещение объектов по центральной оси вперед-назад и назад-вперед ("fly(over") звуковая картинка передается не совсем естественно. Именно это привело к созданию так называемых 6.1 канальных решений построения системы ДК. В качестве центрального тылового канала может использоваться как громкоговоритель центрального канала, так и классическая АС. Другие тыловые колонки могут быть организованы по такой же схеме, как и в случае с конфигурацией 5.1. Все определяется только наличием пространства позади места прослушивания. Рекомендуется в основном для помещений среднего и большого размера. | |